Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 2 города Пикалево»
Публичный отчет
по введению ФГОС в 2012 – 2013 учебном году
В МБОУ «ООШ № 2 г. Пикалево» Федеральный образовательный стандарт НОО введен в 2011 – 2012 уч. году. В 2012 -2013 уч. году в начальной школе по ФГОС обучались 1 и 2 классы (57 обуч. 37,3% от общего числа обучающихся начальной школы), а также с 1 сентября 2012 года МБОУ «ООШ № 2 г. Пикалёво» участвовала в пилотном введении новых ФГОС основного общего обучения (5 класс – 31 обуч.,19,7% обучающихся от общего числа обучающихся основной школы)
1 класс обучался и продолжит обучение по УМК «Гармония» 2 класс обучался и продолжит обучение по УМК «Школа России», на основе этих программ разработана основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС.
Разработана образовательная программа, реализующая ФГОС ООО для 5 класса.
Учителя 1-го, 2-го и 5-го классов и руководители кружков составили рабочие программы по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности. На конец учебного года все программы выполнены.
Приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального и общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения.
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования в школе проводился ряд мероприятий по следующим направлениям:
-создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
-создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
-создание организационного обеспечения введения ФГОС;
-создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
-создание информационного обеспечения введения ФГОС;
-создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
Имеются материалы образовательного процесса: приказы, должностная инструкция заместителя директора образовательного учреждения, ответственного за ведение ФГОС НОО и ФГОС ООО, план работы, УМК, реализующие ФГОС, курсовая подготовка учителей, учебная и внеучебная деятельность, отчеты, информация для родителей и др.
В течение года фиксировался ход образовательного процесса и результаты освоения основной образовательной программы НОО и ООО. Осуществлялся контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в Интернете.
На заседаниях общешкольного родительского собрания, заседаниях педагогического совета, методического совета, школьных методических объединений систематически обсуждались вопросы работы по ФГОС НОО и ООО. Все учителя начальных и старших классов ОУ владеют приемами проектирования образовательной среды, технологиями оценивания результата деятельности ребенка в условиях ФГОС, проектированием УУД в учебной и внеучебной деятельности. Своим опытом они делятся с коллегами на заседаниях МО, педагогических советов на тему: «Освоение и внедрение федерального государственного образовательного стандарта» (педсовет от 05.12.12 «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, педсовет от 25.03.13 «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС»). В течение года проведены открытые уроки по ФГОС в 1 классе (городской уровень, учитель Гусарова Л. Д.), во 2 классе (школьный уровень, учитель Васильева М. А.), в 5 классе (школьный уровень, учитель Кармакова Т. Ф.) Презентацию проектов представили Суходольская И. П. (Мой друг руский язык – 4 «б» класс) и Смирнова Светлана Викторовна (Как жили наши предки-3 «а» класс).
Методическое и информационное сопровождение
районной методической службой введения ФГОС
Информационная и издательская деятельность
|
Обеспечение учебниками обучающихся 1 кл. и 2 кл, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и 5 кл. в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
|
2012 – 2013 уч.год
|
Заказ учебников для обучающихся 1кл., 2 кл, 3 кл. в соответствии с требованиями ФГОС НОО; 5-х кл., 6кл. в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
|
на 2013-2014 уч.год
|
Информационная поддержка образовательного учреждения, участвующего в переходе на ФГОС НОО и ФГОС ООО.
|
в течение года
|
Организационно- методическая деятельность
|
РМО классных руководителей и учителей – предметников с целью обмена опытом работы
|
в течение года
|
Курсы повышения квалификации педагогов по изучению и применению на практике требований новых ФГОС:
- для учителей начальной школы;
- для учителей основной школы.
|
2011 – 2012 уч. год
2012 – 2013 уч. год
|
Организация мероприятий по внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО:
- методическая помощь;
- консультации;
- семинары.
|
в течение года
|
Все учителя прошли, продолжают обучение или планируют обучаться в следующем учебном году
Проведена диагностика адаптации первоклассников, которая показала следующие результаты:
высокий уровень – 54, %;
средний уровень – 45, 2%
Можно сделать вывод, что адаптация прошла успешно.
В пятом классе проведена диагностика уровня тревожности
по Филлипсу:
низкая тревожность -17 обучающихся (60,7%);
повышенная тревожность -7 обучающихся (25%);
высокая тревожность – 4 обучающихся (14,3).
С детьми с высоким уровнем тревожности проводилась индивидуальная работа.
В МБОУ «ООШ № 2» внеурочная деятельность была представлена следующими направлениями и формами работы: спортивно-оздоровительное (подвижные игры народов России, за здоровый образ жизни);
- художественно-эстетическое (мягкая игрушка, «Дебют»)
- научно-познавательное (занимательная информатика, компьютерный мир);
- проектная деятельность;
- духовно-нравственное (Основы православной культуры, краеведение).
В связи с планированием внеучебной деятельности (с привлечением дополнительного образования) проведено анкетирование среди родителей, дети которых начнут обучение по ФГОС в 2013-2014 уч. году:
«Какие кружки вы хотели бы, чтобы посещал ваш ребенок на базе школы?»
кружки
|
5, 6 классы
|
1, 2, 3 классы
|
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
рисование
|
20%
|
9%
|
20,5%
|
11%
|
«девичьи штучки»
|
57,8%
|
|
35%
|
|
спортивные
|
16%
|
51,7%
|
25%
|
48,8%
|
танцевальный
|
6,7%
|
|
16%
|
|
интеллектуальный
|
10%
|
8%
|
6,8%
|
5,3%
|
вязание
|
6,7%
|
|
8%
|
|
бисероплетение
|
16,7%
|
|
6,7%
|
|
шитьё
|
6,7%
|
|
6,7%
|
|
компьютерный
|
10%
|
57,8%
|
45%
|
50%
|
литературный
|
10%
|
|
11%
|
8%
|
другие (лепка, английский язык, театральный, природа)
|
3,3%
|
2,3%
|
6,6%
|
|
Из таблицы видно, что мальчики выбирают в основном спортивные и компьютерный кружки, а девочки отдают предпочтение кружкам эстетического направления «девичьи штучки», рисование, бисероплетение (в основной школе). Наличие кружков и объединений вышеперечисленных направлений в 2013-2014 учебном году поможет ввести в школе элементы гендерного направления во внеучебной деятельности.
УМК (учебно-методический комплекс):
Используемые УМК обеспечивают достижение требований к освоению основной программы начального и основного образования (в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО).
В 2012-2013 уч. году:
1 класс – УМК «Гармония», Ассоциация XXI век
2 класс – УМК «Школа России», Просвещение
5 класс – учебники издательства «Просвещения», соответствующие ФГОС ООО
для 2013-2014 уч. года оформлен заказ на учебники:
1 класс – УМК «Школа России», Просвещение
2 класс – УМК «Гармония», Ассоциация XXI век
5, 6 классы - учебники издательства «Просвещения», соответствующие ФГОС ООО
В 2013-2014 учебном году планируется продолжить вести систематические мероприятия по ведению ФГОС:
- к началу учебного года переработать основные образовательные программы (ООП) начального и основного общего образования образовательного учреждения;
- нормативную базу образовательного учреждения привести в соответствие с требованиями ФГОС НОО и ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
- разрабатывать локальные акты , регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
- определить оптимальную для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся;
- разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществлять повышение квалификации всех учителей начальной и основной школы (учителей-предметников) и других педагогических работников.
В 2013-2014 учебном году планируется ввести элементы целенаправленного гендерного подхода в образовательный процесс.
Как показали нейропсихологические исследования, мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек. Поэтому девочки в средних и старших классах оказываются в ситуации некоторой депривированности (переживание ими страха и тревожности), у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы, которые им особенно необходимы для успешной учебы.
В образовательном учреждении со следующего учебного года планируется введение элементов гендерного подхода к обучению и воспитанию, в основу которого заложена идея о том, что учет полоролевых особенностей обучающихся способствует максимальной реализации их личностных склонностей и способностей. Путем введения нелинейного расписания для пятиклассников появиться возможность проведения уроков технологии и физкультуры, а также кружков отдельно для мальчиков и девочек. Учебный процесс планируется организовать так, чтобы учебная деятельность гармонично сочеталась с деятельностью творческой.
Необходимо отметить, что большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. С этой целью в школе должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе, по результатам школьных мониторингов для внесения своевременных коррективов в работу.